Социально-демографические группы. Современные демографические проблемы
Соц. демографическая структура является 3-й среди дополнительных или вторичных видов стратификации (после соц. территориальной и этнической). Она базируется на том, что в любом современном обществе люди имеют разный возраст или разный пол. На все виды стратификации накладывается еще неравенства, связанные с этими признаками. Их 2 — пол и возраст. Социально-демографическая структура складывается из категорий, относящихся к разным поколениям: дети, молодежь, зрелое поколение, старики. Кроме того выделяют женщин и мужчин. По сути социально-демографическая структура состоит из 2 подструктур: возрастной и половой. Люди не равны между собой потому, что они делятся на женщин и мужчин, стариков и детей — в этом заключается стратификация, основание для выделения неравных категорий.
В социологии применительно к возрастным категориям используют 2 термина — поколение, или возрастная когорта. Когорты бывают 3 видов:
1. люди, родившиеся в каком-то году,
2. люди, родившиеся в каком-то десятилетии (децильная),
3. четыре основных поколения.
Термином поколение пользуются говоря о возрастной группе, связанной с каким-либо историческим событием в жизни общества (военное поколение). Но социологи говорят о 4 основных поколениях имея в виду возрастные поколения, различимые по соц. положению и несущих в себе и разные формы культуры, традиций, мировоззрений. Еще в древние времена естественно было, что каждое поколение играло в обществе свою соц. роль. Древнекитайская соц. возрастная градация:
· до 20 лет — молодость,
· до 30 — вступление в брак,
· 30-40 — выполнение гражданских обязанностей,
· до 50 — возраст познания собственных заблуждений,
· до 60 — последний творческий период,
· 60-70 — желанный возраст,
· после 70 — старость.
В этом не научном, но философском делении проявилась специфика соц. роли занятости, мировоззрения каждой возрастной группы.
В настоящее время выделяют 4 группы, значительно различающиеся между собой по условиям существования, по той роли какую они играют в обществе и по своим ориентациям, предпочтениям, ценностям:
1. Дети до 15-16 лет. Это поколение соц. зависимое, не способное обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно. Они обеспечивают себя либо за счет родителей или за счет общества, либо за счет того и др. Дети живут в качестве соц. иждивенцев, но обществом учитывается, что вырастая они возместят затраты. Детство необычайно ответственный момент в жизни любого человека, потому что именно в этом периоде в основном формируются моральные, физические и соц. качества, которые наиболее полно проявляются в зрелые годы.
2. Молодежь до 30лет, но в разных странах разный предел. Молодежь объективно находится в самом сложном соц.-экон. положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением.
3. От 30до пенсии — зрелость или среднее поколение. Это главное поколение каждой эпохи, т.к. в его руках все основные рычаги полит., экон. и соц. жизни в свои руки. Это наиболее продуктивный возраст. С одной стороны расплачиваются за детство, с другой — создают резерв на старость. Это наиболее благополучный период из всех 4 возрастов, максимально благополучие достигается именно в этом периоде. Среднее поколение в основном обеспечивает и определяет жизнь общество и жизнь всех поколений.
4. Старость. Поколение наиболее консервативное, имеется жизненный опыт, старики живут за счет того что наработали за свою жизнь. В разных общество имеются разные традиции и условия для обеспечения жизни стариков. В развитых странах кроме гос пенсий они получают еще страховые пенсионные фонды.
Демографический кризис — невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения (такая ситуация в данный момент складывается в России), так и перенаселение. В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами
Социально-демографические группы населения рф
Выделены следующие половозрастные группы: мужчины и женщины 18-29 лет, 30-39 лет, 40-59 лет, а также лица пожилого возраста: мужчины и женщины старше 60 лет.
Возрастная периодизация детского населения, принятая в РФ, разработана с учетом двух факторов: биологического (онтогенетического) и социального критерия, учитывающего особенности обучения и воспитания в нашей стране. При этом социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Соответственно выделены:
|
Группы населения, дифференцированные по уровню физической активности
Потребность в энергии и пищевых веществах зависит от физической активности, характеризуемой коэффициентом физической активности (КФА), равным отношению энерготрат на выполнение конкретной работы к ВОО.
Все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты.
I группа (очень низкая физическая активность; мужчины и женщины) – работники преимущественно умственного труда, коэффициент физической активности – 1,4 (государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты-медики, психологи, диспетчеры, операторы в т.ч. техники по обслуживанию ЭВМ и компьютерного обеспечения, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственной служб, работники конструкторских бюро и отделов, рекламно-информационных служб, архитекторы и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, налоговые служащие, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, служащие по социальному и пенсионному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности).
II группа (низкая физическая активность; мужчины и женщины) – работники занятые легким трудом, коэффициент физической активности – 1,6 (водители городского транспорта, рабочие пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио и телевещания, таможенные инспектора, работники милиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности).
III группа (средняя физическая активность; мужчины и женщины) – работники средней тяжести труда, коэффициент физической активности – 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности).
IV группа (высокая физическая активность; мужчины и женщины) – работники тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,2 (строительные рабочие, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурги доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности).
V группа (очень высокая физическая активность; мужчины)
studfiles.net
Социально-демографические группы. Социальные аспекты
Пола и возраста
Социально-демографическую структуру общества составляют определенные социальные группы, общности по таким основным критериям, как пол, возраст, семейное положение.
Социально-демографические группы – это части населения, формирующиеся на основе естественных различий и особого социального статуса. Это, прежде всего дифференциация по возрасту, полу.
Поколение (генерация) – это совокупность людей, относящихся к определенным возрастным интервалам.
Различаются социальные и демографические поколения. В демографическом поколении проявляются естественное движение народонаселения, психические и физические характеристики поколения как возрастной группы. В социальном поколении реализуется социальное движение общества под воздействием социально-экономических и культурных факторов.
Вместе с тем важно видеть различия между современниками (теми, кто живет в одно время) и сверстниками (людьми одного возраста), так как четкого деления между предшествующим и последующим поколением не существует из-за непрерывности рождений.
В связи с этим понятие «поколение» в социологической науке имеет несколько значений. В частности, различают поколение реальное (когорта) – совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения, поколение условное – общность современников, чья жизнь неразрывно связана с какими-либо историческими событиями, поколение хронологическое – поколение живущих или активно действующих в конкретное время.
Поколения выступают разновидностью социально-возрастных групп. Осознание индивидом собственного возраста становится важным интегративным элементом благодаря своему влиянию на его самоидентификацию. На этом основании формируются возрастные группы (age group), занимающие специфическое место на различных стадиях общественного развития.
Для различных возрастных групп характерными являются возрастной статус (социальное положение индивида, обусловленное возрастом) и возрастные роли (совокупность ожиданий общества и следование личности этим ожиданиям в зависимости от возраста). Для каждого возраста обществом устанавливаются формальные и неформальные возрастные нормы и правила (от младенца до пенсионера). Каждому возрасту соответствуют свои психологические особенности, своя система, иерархия ценностей, свое мировосприятие.
Возрастные границы социально обусловлены. Социальные фазы развития характеризуют определенный тип взаимоотношений между индивидом и социальным окружением: модель поведения ребенка в обществе значительно отличается от модели поведения взрослого человека, при этом каждой модели поведения, обусловленной возрастными рамками, соответствует свой ролевой набор, свои статусные позиции. Именно потому социальное «наполнение» определенных отрезков жизненного пути является одним из основных предметов исследований социологической науки. Социальные аспекты возраста можно рассмотреть в рамках социологических теорий стратификации и социальной организации. Данный подход, раскрывающий процесс социального конструирования возрастных групп, восходит к классической теории рациональности М. Вебера.
Совокупность ожиданий от возрастного статуса находит отражение в социально-возрастных ролях. Социально-возрастные группы соответственно представляют собой не совокупность индивидов, а набор обезличенных статусных позиций: прав, ролей, обязанностей, ценностей. Допуск в эту группу живых людей ограничен определенными возрастными рамками, т. е. индивид не может попасть в эту группу, не достигнув определенных возрастных параметров. Как результат – возникновение множества групповых статусных позиций, обусловленных физическим возрастом. По достижении определенных возрастных границ граждане данного общества либо обязаны занимать эти статусные позиции, либо имеют на них право.
Например, с помощью законов, инструкций и моральных предписаний созданы групповые статусные позиции детей, учащихся школ, студентов. Каждую групповую статусную позицию формируют предписания, адресованные не только ребенку, учащемуся или студенту, но и окружающим их людям: родителям, преподавателям.
Все эти групповые статусные позиции связаны е закрепленными в законодательстве и административных нормах возрастными ограничениями, предписывающими в каком возрасте индивид должен (или может) войти в эти статусные группы и до какого предельного возраста он может в них находиться. Статусные предписания в некоторых случаях имеют характер возрастных требований: ребенок идет в школу с 7 (6) лет, срок обучения в средней школе – 11 лет, в вузе – бакалавриат – 4 года, магистратура (включая бакалавриат) – 6 лет, призыв на военную службу осуществляется с 18 лет, предоставляемый отпуск по уходу за ребенком – 3 года, время выхода на пенсию для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет и т. д.
Многие зарубежные исследователи подчеркивают, что современная цивилизация изменяет как возрастные рамки поколений, так и сущность бюрократических организаций, которые с целью самосохранения и эффективного функционирования все в большей степени нуждаются в инициативных, предприимчивых, социально мобильных сотрудниках. Этими качествами обладает в первую очередь молодежь. Сегодня вполне обыденной является ситуация, когда молодой человек в структуре организации имеет большую власть, нежели взрослые и более опытные ее члены. В связи с этим меняется веберовский принцип возрастного структурирования бюрократических организаций: в современных обществах зрелый возраст ценится гораздо меньше, чем в традиционных. Вместо общих для всех серий усредненных возрастных градаций, мы имеем дело с различными системами статусов, с многообразием жизненных карьер. Факторы вертикальной мобильности отличаются широким разнообразием и с трудом поддаются научной систематизации. В основе продвижения людей по ступеням карьеры лежит не старшинство по возрасту, а личные достоинства и заслуги.
Второй подход к анализу социальных аспектов возраста связан с теорией социальной мобильности и рассматривает понятие «социальный возраст» через призму межпоколенческих перемещений.
Проблема поколений в самом широком плане – это проблема «прерывности – непрерывности» социокультурной динамики. Социологи выделяют три качественно своеобразных момента связи между поколениями. Они находятся в пунктах перемещения из одного поколения в другое. Первый момент связан с переходом из подрастающего во взрослое поколение, второй – из взрослого в зрелое, третий – в поколение ветеранов. Основным и самым важным социальным переходом большинство исследователей признают первый. Его значимость определяется тем, что здесь происходят процессы социального и гендерного становления личности, обретаются основные гендерные и гражданские роли.
Гендер представляет собой культурную и социальную конструкцию пола. Э. Оукли ввела в английский язык понятие «gender», параллельное понятию «sex». И если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами.
Социальный пол (гендер) означает совокупность норм поведений и статусных позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Социальными аспектами пола являются то, как мужчины или женщины воспитываются, получают образование, продвигаются по профессиональной лестнице, участвуют в общественной жизни, распределяют половые роли в течение жизни в определенных обществах с различными культурами в разное время. Нормы поведения и социальный пол не являются данными нам от природы – они определены обществом и становятся понятными в процессе социальных взаимоотношений. Гендер не может считаться раз и навсегда данным условием. Роли полов изменяются со временем, они различны в каждой культуре.
В современной социологической литературе гендер стал одной из ключевых категорий, а в концепциях, близких к феминизму, – ключевой. С ее помощью анализируются все сферы общественной жизни.
Необходимость более пристального внимания к социально-половой структуре общества, в «былые времена» явно находившейся на периферии обществоведения, теперь стала очевидной для большинства социологов.
В социологии деление социального пространства на два гендера – женский и мужской – уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако категории «мужчина» и «женщина», отражая один из важнейших срезов социального пространства, относятся к макроуровню. Они «схватывают» ценностно-нормативные комплексы, модели, регулирующие гендерное поведение как таковое. Другими словами, «мужчина» – это предписываемая модель поведения, которая распространяется на всех представителей мужского пола: грудных детей, мальчиков, подростков, взрослых и стариков, атлетов и инвалидов, красавцев и уродцев и т. д. Аналогичным образом категория «женщина» «покрывает» предписания культуры, охватывающие всех представительниц женского пола – от новорожденных до старушек.
Использование категории такого масштаба предполагает наличие у ребенка и старика, принадлежащих к одному полу, общего социального статуса. Очевидно, что такого статуса они не имеют.
Иначе говоря, фиксируемая в современной социологии граница оказывается логически обоснованной лишь применительно к зрелой части мужского и женского полов. В эмпирических исследованиях категория пола не работает без жесткого увязывания с возрастом.
Гендерная граница делит не мужской и женский пол, а «мальчиков» и «девочек», «юношей» и «девушек», «мужчин» и «женщин», «стариков» и «старушек».
С древнейших времен существует социально-половое разделение труда, закрепляющее за каждым гендером определенные социальные функции. Многие пытаются вывести это разделение труда из «естественных» различий в природе полов.
Так, по мнению Т. Парсонса, фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами заключается в том, что вынашивание и выкармливание детей создает преимущественную связь между матерью и маленьким ребенком. Это, в свою очередь, предполагает, что мужчина, лишенный этих биологических функций, должен специализироваться в другом, инструментальном направлении (в отличие от экспрессивного направления для женщин).
При этом инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами, а экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например, заботу о детях и улаживание споров.
Однако сравнительные антропологические исследования показали, что из «естественных» природных различий в примитивных и традиционных обществах следовали разнообразные варианты социально-полового разделения труда. М. Мид, например, показала в ряде сравнительных культурных исследований, что, несмотря на широкое распространение гендерной дифференциации, социальные задачи мужчин и женщин являются крайне изменчивыми, что не существует характерной для различных обществ связи между социальными ролями и биологическим полом. В каждом из трех исследованных ею племен Новой Гвинеи мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.
В большинстве традиционных обществ женские обязанности тяготеют к дому и, видимо, вытекают из материнской функции, привязывавшей ее (особенно при характерной многодетности) к очагу, тогда как обязанности, связанные с существенным удалением от дома (промыслы, охота, рыбалка, вспашка дальних полей), ложились на мужчин.
Содержание традиционных половых обязанностей в индустриальном обществе кардинально изменилось (редкая мать имеет пять-десять детей и сложное домашнее хозяйство, редкий муж уходит на промыслы), но граница осталась, и остался традиционный иерархический порядок, отводящий мужу более высокую статусную позицию, ибо в большинстве семей восточного, российского и даже западного общества за мужем закрепляется роль «кормильца, добытчика» (т. е. работа «на стороне»), а за женой – роль «хранительницы очага». Роль мужа порождает концентрацию экономической власти в своих руках, роль жены – подчиненное положение, вытекающее из ее экономической зависимости.
Традиционная социально-половая структура подвергается в индустриальном, и особенно в постиндустриальном, обществе явной реконструкции. Массовый выход женщин на рынок труда меняет в семье соотношение экономических потенциалов мужа и жены. У значительной части семей доход женщин улучшает экономическое положение и образ жизни. Кроме того, все больше женщин приобщается к системе ценностей, традиционно являвшейся «мужской». Это система, в основе которой лежит культ личного самоутверждения, общественного успеха, индивидуализма, справедливости.
Эти ценности толкают «слабый пол» к конкуренции с мужчинами на рынке труда, в профессиональной и политической карьере, в семейной жизни. Женщины, принявшие эту ценностную систему, уже не могут удовлетворяться традиционными ролями жены, матери, домохозяйки. Они активно осваивают «мужские» профессии, становятся офицерами полиции, пожарными, служат в армии, профессионально занимаются спортом, т. е. половые роли в обществе складываются скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не на физических различиях полов. Эти женщины своей деятельностью формируют новую гендерную структуру, основанную на отказе от жесткой «привязки» социальных позиций к физическому полу.
Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Первоначально считалось, что пол и гендер различаются как приписанный и достигаемый статусы. Однако значительное влияние на их пересмотр оказало обсуждение проблем гомосексуалистов и транссексуалов, а также данных биологических исследований, согласно которым однозначное приписывание пола по хромосомным и генетическим признакам затруднительно.
Явления, прежде рассматривавшиеся как аномалии, болезни, отклонения, в настоящее время считаются вариантами нормы.
Новые факты приводят феминистских авторов к выводу, что не только роли, но и сама принадлежность к полу приписывайся индивидам в процессе взаимодействия. Их основной тезис заключается в том, что пол также является социальным конструктом.
В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучшие работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т. п.
Женщина, привязанная к функции не только рождения, но и ухода за ребенком, его воспитания, обремененная массой сопутствующих, логически взаимосвязанных домашних обязанностей, оказывается в неравных условиях со своим мужем в сфере профессионального утверждения. Рождение каждого ребенка «отбрасывает» ее назад по сравнению с мужем, делающим карьеру, усиливая этим экономическое неравенство. В результате гендерная иерархия в семье воспроизводит эту же иерархию на рынке труда, в политике, а эти иерархии макроуровня, в свою очередь, обеспечивают воспроизводство семейной иерархии.
Статусные позиции мужчин и женщин в обществе постоянно меняются и, вероятно, эта тенденция сохранится. Огромную роль в реконструкции гендерной структуры играют институты-субъекты. Так, в нашей стране государство, следуя логике индустриализации и милитаризации, вытолкнуло массу женщин из сферы семейно-бытовых отношений в общественное производство, в профессиональные училища, а затем в университеты и институты.
На Западе огромную роль сыграло феминистское движение, с одной стороны, приведшее к сильной трансформации женского самосознания, а с другой – активно толкающее государство к реконструкции гендерной структуры в сторону большего равенства прав мужчины и женщины. В Британии это проявилось в принятии Закона о равной оплате труда и Закона о дискриминации полов (оба вступили в полную силу в 1975 г.), что привело к некоторому сокращению разницы в заработной плате между мужчинами и женщинами. Также сами женщины в силу логики как общественного, так и личностного развития включаются в борьбу за изменение структур гендерных отношений на микроуровне: в семье, на работе. Возрастает число мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации половых полей.
Тем не менее, необходим ряд дальнейших мер для повышения социального статуса женщин:
1) изменение образцов социализации самих женщин, происходящей на основе их собственного стереотипа, согласно которому им в большей степени подобает быть домохозяйками, чем стремиться к равенству с мужчинами на работе;
2) изменение отношений мужей-отцов к своим домашним обязанностям, увеличение их участия в воспитании детей;
3) создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по уходу за детьми семьям из различных классов;
4) полная отмена законов и постановлений, допускающих прямую или косвенную дискриминацию женщин.
Вопросы для повторения и обсуждения
1.Что такое «социальная структура» общества?
2.В чем сходство и различие понятий «социальная общность» и «социальная группа»?
3. Какие виды социальных общностей Вы знаете?
4. Охарактеризуйте основные классификации социальных групп.
5. Раскройте структуру малых социальных групп.
6. Какие жизненно важные функции выполняют малые социальные группы?
7. По каким показателям измеряется социальное неравенство?
8. Каковы критерии классовой дифференциации общества?
9. Назовите исторические типы социальной стратификации.
10. В чем отличия между кастами, сословиями и классами?
11. Раскройте сущность функционалистской и конфликтологической теорий стратификации.
12. Кого можно отнести к маргинальным слоям?
13. В чем разница между абсолютной и относительной бедностью?
14. Кого можно отнести к среднему классу? Сравните средний класс в России и на Западе.
15. Что такое социальная мобильность? Приведите примеры восходящей и нисходящей социальной мобильности.
16. Что представляет собой социально-территориальная структура общества?
17. Что является предметом изучения социологии города и социологии села?
18. Что представляет собой национально-этническая структура общества?
19. Совпадают ли понятия «этнос» и «нация»?
20. Раскройте смысл понятий «этническая идентификация», «ассимиляция», «межэтническая интеграция».
21. Что изучает этносоциология?
22. Раскройте особенности структуры социально-демографических групп.
23. В чем смысл понятий «пол», «гендер», «гендерная идентичность», «гендерное неравенство», «феминизм».
infopedia.su
Социально-демографическая структура населения
Общий анализ социально-демографической структуры России.
Социально-демографические группы в структуре населения России.
Проблемы качества населения.
1. Общий анализ социально-демографической структуры России.
Демографические проблемы – воспроизводство населения, продолжительность жизни, смертность – относятся к числу глобальных проблем современности. Разлаживается какой-то извечный механизм, всегда поддерживавший не столько рост населения, сколько его сохранение, нормальное замещение поколений. Это скорее проблема не количества, а качества населения. В демографическом разладе видны признаки социального нездоровья, болезни человеческого сообщества. Можно хорошо разбираться в политике и экономике, но если нет демографической ясности — смысл общественных перемен может быть понят неправильно, их прогноз будет ошибочным, социальная политика — неверной.
В XX столетии произошли небывалые изменения в воспроизводстве населения, свершилась демографическая революция, возникла новая демографическая ситуация, которая породила новые проблемы и необходимость проводить определенную демографическую политику для их решения.
Население как объект научного познания интересует многие науки – и естественные, и гуманитарные. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют данную науку и образуют предмет именно этой науки. Специфика исторической демографии, экономической демографии, социологической демографии и других аналогичных наук состоит в том, что само их возникновение обусловлено стремлением уйти от чисто описательных процедур, от чисто статистической или статистико – математической интерпретации демографических явлений. В наибольшей степени это относится к социологической демографии, возникшей и развивающейся на стыке социологии и демографии. У социологов свой взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Изучение взаимосвязи между демографическими явлениями, с одной стороны, и социальными явлениями, с другой, является предметом социальной демографии или демографической социологии. Структура и динамика населения, демографические процессы являются мощными факторами социальных изменений, формирования конкретных особенностей тех или иных социальных феноменов и процессов. Изучение любого социального явления невозможно в отрыве от учета влияния демографического фактора, параметры которого задают как бы внешние рамки, в которых развертывается тот или иной социальный процесс, оказывают воздействие на его характеристики. Можно пояснить это утверждение следующим примером. Социальная мобильность, т.е. перемещения людей в социальном пространстве, оказывает влияние на их решение, скажем, родить в ближайшие годы еще одного ребенка, писать диссертацию или поберечь свое здоровье. В этом случае социальная мобильность рассматривается как фактор демографического поведения. Напротив, число детей в семье, само наличие семьи может способствовать или в современном обществе, скорее, мешать карьере, особенно женщины. В этом случае демографическая компонента является фактором социальной мобильности, которая входит в предмет исследования социологии. Демография описывает процессы воспроизводства населения, а социология объясняет их.
В настоящее время население земли составляет более 6 млрд. человек, численность его постоянно растет. Период удвоения численности населения всего мира составляет 49 лет. Чрезвычайно велика неоднородность нашего мира: неодинакова рождаемость в разных регионах, продолжительность жизни, детская смертность; в одних странах численность населения перестала расти, даже сокращается, а в других прирост идет очень быстро, до 4% в год. Население Африки, например, удваивается за 27 лет.141 Указанные процессы серьезно влияют, например, на расовый, этнический состав населения земли: с1996 г. число представителей европеоидной расы стало меньше, чем других рас.
Правильное понимание соотношения социального и биологического в развитии населения предполагает конкретный анализ взаимодействия людей в исторически определенных процессах их социальной жизнедеятельности. Понять закономерности массовых демографических процессов можно лишь обратившись к анализу социальной жизни. Только в ней можно найти объяснение такого факта, как снижение рождаемости и смертности в развитых странах, происходившее на протяжении последних 200 – 300 лет. Биология здесь бессильна, поскольку каких-либо изменений биологической природы человека не происходило по крайне мере 40 тыс. лет. Понять, почему в наши дни женщины рожают меньше детей, а люди живут дольше, почему в одно и то же время, но в разных странах (и даже в разных частях одной и той же страны) столь различны показатели детности и продолжительности жизни, невозможно, не зная, как изменился образ жизни людей, как изменились условия производства и требования к работникам, ко всему населению.
Хотя индивидуальные рождения и смерти, из миллионов которых складываются массовые демографические процессы рождаемости и смертности, по форме являются событиями биологическими, сами эти массовые процессы полностью социальны. Развитие человеческого организма определяется прежде всего генетической наследственностью. Однако деятельность человека определяется условиями жизни данного общества.
Каково действительное демографическое положение России сегодня? Как и насколько сильно сказывается на нем вся глубина социального кризиса? Ответить на эти вопросы нам поможет анализ социально–демографической структуры современного российского общества и такая наука, как демографическая социология.
Дадим определение:
Социально-демографическая структура – следствие наложения демографических структур (половой, возрастной, семейной) на социальную, в результате чего образуются социально — демографические группы, занимающие неравное положение в социуме, по отношению к которым общество проводит разную политику.
Социально-демографические структуры характеризуются такими параметрами, как рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграция населения. В каждом из них отражены социальные процессы. Состав населения – субъекта данных процессов – различается по следующим признакам: пол, возраст и брачный статус. Соответственно, основными демографическими структурами являются половая, возрастная и брачная структуры населения. К рассмотрению первых двух мы и переходим. Брачная структура отчасти рассматривается в лекции по социологии семьи.
Социально – демографическая структура может носить прогрессивный и регрессивный характер. Первый тип структуры характеризуется такими параметрами:
– рождаемость выше смертности;
– число детей больше количества стариков;
– соотношение мужчин и женщин пропорциональное.
Чем прогрессивнее структура, тем больше в ней возможности развития, устойчивее трудовой потенциал населения.
Приведем некоторые данные о динамике роста населения России в последние десятилетия. За 40 лет с 1950 по 1990 г. оно увеличилось с101,4 до 147,3 млн. чел., или на 45,9 %. Рост населения США за это же время составил 63,7 %, Японии – 47,6%, Франции – 34,6 %, Италии – 22,6 %, Великобритании – 12,5, Германии – 11,5 % .Однако естественный прирост населения России быстро снижался: 17,3 человек на 1000 жителей в 1955 г., 5,9 – в 1970, 2,2 – в 1990, 0,7 – в 1991; с 1992 г. началась естественная убыль, когда смертность стала превышать рождаемость – началась депопуляция. Темпы прироста населения России в 2001г. составили: – 0, 51 %.15
В процессе воспроизводства населения рождаемость играет, несомненно, главную роль. Именно из-за ее низкого уровня уже более четверти века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Это вело к старению населения и неизбежной его естественной убыли, которая и началась в 90-е гг. Старение населения – результат снижения рождаемости, а не увеличения продолжительности жизни. К концу ХХ века доля тех, кому за 60, резко возросла за счет многочисленности рожденных в 30-е годы. Долговременная низкая рождаемость и вызванное этим постарение населения — главная причина начавшейся убыли населения. Дополнительная причина — волнообразность возрастного старения, когда перемежаются относительно многолюдные и малолюдные поколения. В возрастной пирамиде резко выделяются провалы 40-х г.г. (1942–1946) и конца 60 –начала 70-х г.г. Со второй половины 80-х годов в возраст наивысшей рождаемости стали вступать малолюдные годичные когорты, рожденные во второй половине 60-х. В 1960г. в Российской Федерации родилось 2,8 млн. детей, а 1968 г.- 1,8 млн., число рождений за 8 лет сократилось более чем на треть (8, с. 25).
Демографический провал 90-х гг. – повторение такого же провала 60-х. Как иногда говорят, это «эхо эха войны», имея в виду, что провал 60-х был вызван малочисленностью рожденных в 1942–46 гг. Демографический провал 90-х годов был глубже и болезненнее, ибо имел длительные и крайне неблагоприятные не только демографические, но также социальные и экономические последствия (убыль трудовых ресурсов, сокращение доли наиболее мобильной их части – молодежи).
Не стоит упускать из виду и то, что после распада СССР Россия осталась с очень небольшим для ее территории населением, которое в настоящее время составляет чуть более 145 млн. чел. Если даже все отмеченные проблемы отнести к одной трети этой территории с наиболее благоприятными природными условиями («отбросив» Север и другие приравненные к нему районы, горы), то и тогда плотность населения будет в 10 и более раз меньше, чем во многих странах Западной Европы. Даже в Московской области плотность населения в полтора раза меньше, чем, к примеру, в Голландии. Слабая заселенность – одно из самых неблагоприятных условий экономического развития России. На одного россиянина приходится в среднем 11,7 га земли, а плодородной – около 1,5 га. Подумайте над тем, какие геополитические последствия это может иметь для России, с учетом того, что нашими соседями являются Китай, население которого приближается к 1,5 чел., и Индия, численность населения которой близка к 1 млрд. чел.
Россия входит в десятку стран с самой низкой рождаемостью. Вспомним, что для простого воспроизводства населения (при нынешних показателях половозрастной смертности) нужно примерно 220 рождений на 100 женщин. Реальное положение в России значительно хуже. В 80-е годы этот коэффициент сильно колебался, и показатель опустился до самого низкого уровня – 189; в 1986–87гг., когда рождаемость стимулировалась государственными мерами, поднялся до самого высокого после 60-х гг. – 220, затем снова началось снижение: в 1991 г. — 173, в конце 90-х г.- 137 рождений на 100 женщин. В настоящее время коэффициент естественного прироста населения России равен – 2,1%.16 В населении был накоплен некоторый потенциал торможения убыли населения – относительно высокая доля женщин репродуктивного возраста, но эта ситуация скоро кончится. В репродуктивный возраст начнут вступать поколения, родившиеся в период спада рождаемости, начавшегося со второй половины 80-х гг. прошлого века и продолжающегося и по сей день. И тогда потенциал демографического роста будет быстро исчерпан, и естественная убыль населения нашей страны, если не предпринимать никаких мер, будет еще более быстрой (в 4–5 раз быстрее, чем сейчас). И никакая замещающая миграция, на которую уповают некоторые демографы и политики, не спасет страну от ужасов депопуляции.
Переход от высокой рождаемости, характерной для России еще в начале 30х гг., к низкой рождаемости 60- х и последующих годов объясняется так называемым демографическим переходом от прежнего, традиционного типа воспроизводства населения (на основе высокой рождаемости и высокой же смертности) к современному. В экономически развитых странах Запада этот переход произошел раньше. Он начинается со снижения смертности. При сильном росте рождаемости происходит «демографический взрыв», который характерен для развивающихся стран, а в пределах бывшего СССР – для государств Средней Азии.
Демографический переход неизбежен и необратим. Демографы никогда не вели речь о возврате к прежней высокой рождаемости. Однако они считают чрезвычайно желательным хотя бы простое воспроизводство населения, то есть численное равенство родительских и детских поколений.
Снижение рождаемости обусловлено исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях, вызванным изменением роли и места семьи в обществе. Согласно социологическим данным, на протяжении последнего полувека происходил неуклонный и монотонный процесс ослабления потребности в детях, величина которой уменьшалась примерно на треть через каждые 10–15 лет.
По мнению специалистов ООН, 60% из 77,8 млн. человек ежегодного абсолютного прироста мирового населения приходится только на 10 стран, причем 36% его – на долю Индии и Китая. При этом, согласно прогнозу 2000г., в 39 странах численность населения к 2050 г. будет меньше, чем в настоящее время. Наибольшее сокращение ожидается в Эстонии (– 46,1%), Болгарии (– 43,0%), на Украине (– 39,6%) и Гайане (–33,7%). Россия сократит свою численность на 28,3% (шестое место в этом печальном списке).17 Специфика российской ситуации состоит в том, что на фоне низкой рождаемости неуклонно растет уровень смертности. Наряду с рождаемостью смертность формирует общественное движение (воспроизводство) населения. В 1990–е гг. умерших было в 1,5 раза больше, чем родившихся. Каждый год показатель смертности увеличивается почти на 10%.
Однако – и в этом трагизм нынешней социально-демографической ситуации – главное влияние на увеличение смертности оказывают резко возросшие потери не стариков, а трудоспособного населения страны: за последние 10 лет рост на 38,5%. Обращает на себя внимание, что 80% всей смертности у мужчин и 82% у женщин приходится всего на три класса причин смерти из 17. Это болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. Особенностью этих причин смерти является то, что они сильнее, чем другие, зависят от условий жизни населения, в большей мере определяются поведенческими факторами, отношением людей к своему здоровью, вообще к жизни и смерти. И совершенно не случайно, что смертность от указанных трех классов причин достигла своего пика именно в середине 90-х гг., когда социально-экономический кризис в нашей стране достиг своего апогея и когда в своем негативном влиянии на здоровье человека сошлись и падение уровня жизни большей части населения России, и утрата многими людьми жизненных ориентиров, и деградация системы здравоохранения, ставшей к тому же малодоступной из-за отказа от бюджетного финансирования.
Можно назвать «сенсацией» 1993 г. тот факт, что на второе место среди причин смертности после сердечно-сосудистых нарушений вышли не онкологические заболевания (как во всем мире и как было у нас до сих пор), а «несчастные случаи, отравления и травмы». В эту группу включены такие явления, как убийства, самоубийства, случайные отравления алкоголем, травмы. Смертность от этих причин имеет ярко выраженную социальную окраску и является индикаторам прогрессирующего неблагополучия в обществе.
Долговременный характер, устойчивость неблагоприятных тенденций смертности свидетельствуют о глубоком эпидемиологическом кризисе в России. Он проявляется прежде всего в том, что по каждому из основных классов причин смерти сохраняется и увеличивается преждевременная смертность. Печальная особенность России — относительно высокая смертность молодых людей. Смертность от несчастных случаев в России, по сравнению с другими европейскими странами, очень высока и почти в 4 раза превышает среднеевропейский показатель у мужчин и в 2 раза у женщин. Обращает на себя внимание колоссальное превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин, в 12,2раза – у женщин.
Увеличение смертности от убийств, несомненно, связано с кризисными явлениями в российском обществе, ослаблением правопорядка, межнациональными конфликтами, распространением огнестрельного оружия среди населения. Думается, что динамика смертности в нашей стране в последнее десятилетие и есть демографическая цена, которую наша страна, российский народ заплатили за непродуманный, мягко говоря, ход совершенно необходимых и даже насущных социально-экономических реформ.
Велики различия в мужской смертности между городом и селом: средняя продолжительности жизни мужчин-горожан на 4 года больше, чем мужчин, живущих на селе. Среди причин этих различий следует отметить такие факторы, как относительно более низкий уровень образования и компетентности сельского населения, слабое развитие сельского здравоохранения и инфраструктуры вообще, миграционное истощение наиболее трудоспособных возрастных групп на селе, а также большую степень алкоголизации сельского населения.
Показатель уровня смертности – средняя продолжительность жизни. Несмотря на весь трагизм отечественной истории прошлого века, несмотря на две мировые и гражданскую войны, несмотря на сталинские репрессии, унесшие миллионы жизней, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России вплоть до конца 60-70-х г. росла и составляла в России 64,3 года у мужчин, 73,4 года у женщин.
В последующие годы, вплоть до 1980 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России медленно, но неуклонно снижалась, причиной чему был рост смертности от хронических болезней и травм, к чему отечественная медицина оказалась неготовой. В 1979-1980 гг. данный показатель составил 61,4 года для мужчин и 73,0 года для женщин. После 1980 г. падение средней ожидаемой продолжительности жизни населения России прекратилось, а в 1985-87 гг. она заметно выросла, достигнув 64,9 года для мужчин и 74,6 года для женщин. Специалисты считают этот существенный, но кратковременный рост средней ожидаемой продолжительности жизни результатом печально знаменитой антиалкогольной кампании 1985 г., обусловившей некоторое снижение смертности в трудоспособных возрастах от несчастных случаев. Эффект этой кампании был весьма непродолжительным. Уже в 1988 г. средняя ожидаемая продолжительности жизни стала падать, и это падение оказалось весьма глубоким и продолжительным вплоть до 1994 г. В 1994 г. этот показатель был равен 57,6 года для мужчин и 71,2 года для женщин. Иначе говоря, наша страна оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад, выпав по этому критерию из числа развитых стран. После 1994 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении вновь стала расти, в 1998 г. она была равна 61,3 года для мужчин и 72,9 года для женщин. После чего вновь начала снижаться (эффект дефолта 1998 г.), достигнув в 2000 г. соответственно 59,0 и 72,2 лет, что соответствует 11 месту в мире.18 Отставание по этому показателю вполне коррелирует с общей социально-экономической отсталостью страны.
Наиболее трагичным является самый большой в мире разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Если в 1997 г. в населении земного шара этот разрыв составлял 4,2 года в пользу женщин, то в России он был равен 12,2 года. Своего максимума (13,5 года) разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин достиг в 1994 г., наиболее критическом с точки зрения смертности, как, впрочем, и во многих других отношениях. В 2000 г. этот разрыв равнялся 12,6 года. Высокая смертность у мужчин, как уже не раз говорилось , связана с их отношением к своему здоровью, с поведением, которое у них являются более антиэкзистенциальным, более разрушительным, чем у женщин.
Среди повозрастных коэффициентов смертности особое место занимает коэффициент младенческой смертности, т.е. показатель, измеряющий смертность детей в возрасте до года. Смертность в возрасте до года, с одной стороны, резко превышает смертность в других возрастах, кроме самых старших. С другой стороны, величина младенческой смертности служит мощным и весьма информативным показателем уровня социально-экономического развития страны.
До 1993 г. в СССР и России применялась своя методика подсчета младенческой смертности, а с 1993 г. мы перешли на международные стандарты, что серьезно ухудшило нашу статистику по этому показателю (коэффициент младенческой смертности был 19,9 %). В настоящее время показатель младенческой смертности в России снижается (по данным за 2001 г. он опустился ниже отметки 16%), что говорит о том, что российское здравоохранение все-таки живо и, по крайней мере, в том, что касается неонатологии, преодолевает сегодняшние трудности.
В качестве позитивного примера можно привести программу «Мать и дитя», реализуемую в Свердловской области.
Таким образом, социально-демографическая структура России, рассмотренная лишь по некоторым общим показателям, не является прогрессивной.
studfiles.net
2. Социально-демографические группы в структуре населения России
К числу таких групп относятся те, которые дифференцированы по полу и возрасту и содержат в себе основания для социального неравенства.
Возраст является важнейшей демографической характеристикой. Возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и менялись в ходе эволюции продолжительности жизни. То, что еще сто лет назад считалось старостью, сегодня воспринимается просто как пожилой или даже средний возраст. Старуха- процентщица из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в наши дни была бы женщиной, далекой от старости и только-только преодолевшей пенсионный рубеж.
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, о воспроизводстве населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе.
Социология возраста – область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп. Социологический подход предполагает анализ зависимости особенностей этапа жизни человека от социокультурных влияний и статуса данной возрастной группы в структуре общества. Такие биологические характеристики, как пол и возраст, социологию интересуют лишь в связи с какими-то содержательными характеристиками: типом социальной структуры, общественными функциями, разделением труда. На первый план при этом выходит понятие социально-демографической группы.
Начнем с детства. Оно изучено более других. Информация о детях и детстве, накопленная к настоящему времени, колоссальна, но она плохо поддается обобщению. Изучение детства является междисциплинарным, а это создает много трудностей, в том числе и терминологических. В словарях и энциклопедиях обычно дается только семейно-правовое обоснование понятия «детство» и «дети». Например, «Детство – это период жизни, предшествующий зрелости». Или другое: «Дети – лица, не достигшие совершеннолетия; младшее подрастающие поколение». Ретроспективный анализ положения детей в обществе связан со значительными трудностями – становление детства как общественного явления уходит в глубины времен, а исторических данных мало. Детство – не просто естественная, универсальная фаза человеческого развития, это понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, его социальные установки – одна из главных характеристик культуры в целом, а изменения в этих установках могут прояснить многие другие глубинные макросоциальные сдвиги (например, в структуре и функциях семьи).
Примем за аксиому: к детям относятся люди в возрасте до 15 лет, группа является маргинальной. В России около 21 млн. детей (по переписи 2010 г.).
В структуре наших социальных приоритетов личность ребенка постоянно оказывалась на одном из последних мест, хотя в советское время существовал лозунг: «Все лучшее – детям»! Возникало явление социальной депривации, под которой понимается лишение, ограничение, либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития человека. Классифицируя источники социальной депривации, выделяют 3 основные группы:
Первая – нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на макросоциальном уровне. Следствием этого является нарушение сложившихся условий жизни детей, создание реальной опасности для их жизни. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных – доступности дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры и досуга.
Второй тип депривирующих факторов – нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семья, школа, СМИ и т.д.). Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых для полноценного развития личности.
К третьей группе причин следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути.
Попытаемся с помощью цифр, объективных фактов, взятых из периодической печати, подтвердить существование социальной депривации детей в современной России.
Ученые утверждают, что акселерация закончилась во всем мире: дети станут позднее взрослеть, хуже развиваться физически и меньше интересоваться сексом. По поводу причин это явления мнения расходятся, хотя снижение роста жителей Европы, Японии, СНГ отмечается всеми (см. рис. 1).
studfiles.net
Социально-демографические группы в структуре населения России — КиберПедия
К числу таких групп относятся те, которые дифференцированы по полу и возрасту и содержат в себе основания для социального неравенства.
Возраст является важнейшей демографической характеристикой. Возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и менялись в ходе эволюции продолжительности жизни. То, что еще сто лет назад считалось старостью, сегодня воспринимается просто как пожилой или даже средний возраст. Старуха- процентщица из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в наши дни была бы женщиной, далекой от старости и только-только преодолевшей пенсионный рубеж.
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, о воспроизводстве населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе.
Социология возраста – область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп. Социологический подход предполагает анализ зависимости особенностей этапа жизни человека от социокультурных влияний и статуса данной возрастной группы в структуре общества. Такие биологические характеристики, как пол и возраст, социологию интересуют лишь в связи с какими-то содержательными характеристиками: типом социальной структуры, общественными функциями, разделением труда. На первый план при этом выходит понятие социально-демографической группы.
Начнем с детства. Оно изучено более других. Информация о детях и детстве, накопленная к настоящему времени, колоссальна, но она плохо поддается обобщению. Изучение детства является междисциплинарным, а это создает много трудностей, в том числе и терминологических. В словарях и энциклопедиях обычно дается только семейно-правовое обоснование понятия «детство» и «дети». Например, «Детство – это период жизни, предшествующий зрелости». Или другое: «Дети – лица, не достигшие совершеннолетия; младшее подрастающие поколение». Ретроспективный анализ положения детей в обществе связан со значительными трудностями – становление детства как общественного явления уходит в глубины времен, а исторических данных мало. Детство – не просто естественная, универсальная фаза человеческого развития, это понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, его социальные установки – одна из главных характеристик культуры в целом, а изменения в этих установках могут прояснить многие другие глубинные макросоциальные сдвиги (например, в структуре и функциях семьи).
Примем за аксиому: к детям относятся люди в возрасте до 15 лет, группа является маргинальной. В России около 21 млн. детей (по переписи 2010 г.).
В структуре наших социальных приоритетов личность ребенка постоянно оказывалась на одном из последних мест, хотя в советское время существовал лозунг: «Все лучшее – детям»! Возникало явление социальной депривации, под которой понимается лишение, ограничение, либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития человека. Классифицируя источники социальной депривации, выделяют 3 основные группы:
Первая – нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на макросоциальном уровне. Следствием этого является нарушение сложившихся условий жизни детей, создание реальной опасности для их жизни. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных – доступности дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры и досуга.
Второй тип депривирующих факторов – нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семья, школа, СМИ и т.д.). Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых для полноценного развития личности.
К третьей группе причин следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути.
Попытаемся с помощью цифр, объективных фактов, взятых из периодической печати, подтвердить существование социальной депривации детей в современной России.
Ученые утверждают, что акселерация закончилась во всем мире: дети станут позднее взрослеть, хуже развиваться физически и меньше интересоваться сексом. По поводу причин это явления мнения расходятся, хотя снижение роста жителей Европы, Японии, СНГ отмечается всеми (см. рис. 1).
См 180 см 150 см 160 см 180 см
Неандерталец Кроманьонец Человек Средние века Новое время Человек
античности будущего
По прогнозам специалистов новорожденные уже в недалекой перспективе будут весить менее 3 кг, подростки станут худыми, тонкокостными и ростом не выше 170 см, а девочки — 160 см.
В России около 700 тыс. детей живут и воспитываются в детских домах и интернатах, причем только 5% – действительно сироты, у остальных родители есть. Среди воспитанников детских домов, по данным специалистов, отстают в физическом развитии 55% детей, психическом – 74%. Заменив семью в материальном обеспечении, дом ребенка не может ее заменить в эмоциональном отношении. Сиротство такого масштаба мы знали лишь в годы войны и голода. Общество вынуждено снова открывать приюты для детей – беспризорников. В детских домах не хватает самого необходимого: постельного белья, верхней одежды и обуви, игрушек, учебников, книг. Количество детей, которые живут в канализационных люках и прочих весьма неподходящих для ребенка местах и не посещают школу, весьма трудно определить: называют цифры от 1,5 до 4 млн. человек. Когда эти дети вырастут, вернее, те из них, кто сумеет это сделать, общество содрогнется от роста преступности и других асоциальных проявлений.
Дети- инвалиды, дети-беженцы, дети, проживающие в экологически опасных районах, рожденные вне брака, дети, проживающие в семьях, доходы которых ниже прожиточного уровня, имеющие отклонения в состоянии здоровья, – эти категории составляют, по оценкам специалистов, 54% российских детей, которые должны являться объектом социальной защиты со стороны государства.
Ребенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы, хотя такого рода потребности у него существуют. Как правило, важные решения, касающиеся жизни и развития ребенка, принимают взрослые. Помимо юридических норм, защищающих детей, необходим комплекс мер по изменению положения детей как особой социально-демографической, маргинальной группы, выполняющей важные социальные функции.
Количество детей, больных наркоманией, токсикоманией, венерическими болезнями, а теперь и СПИДом, ужасает. Есть статистические данные о количестве состоящих на учете по этим поводам. Но приводить их, очевидно, не имеет смысла, т.к. это вершина айсберга, точное число таких детей не знает никто. Цифры тревожные, они требуют дополнительного анализа, диагностики, что мы предлагаем сделать на семинарских занятиях. Ребенок зачастую становится жертвой насилия в семье (физическое, сексуальное, социальное насилие), в школе, на улице. Проведенная всеобщая диспансеризация детей показала, что показатели неблагополучия в состоянии здоровья детей увеличились: каждое последующее поколение рождается менее здоровым. Рекомендуем обсудить данные проблемы подробно, используя данные разных областей знания.
Специалисты подсчитали, что на жизнь детей влияют более 100 социальных, экономических, демографических, политических, медицинских, правовых факторов. Свыше 50 государственных и общественных организации в нашей стране занимаются проблемами детей и подростков, имеют собственные фонды. Однако результат плачевный, дети нуждаются в систематической защите общества.
Под социальной защитой ребенка понимаются гарантии его основных прав, зафиксированные в конвенции ООН по правам ребенка (ратифицирована в СССР в 1991г.). Нужны дополнительные правовые акты, защищающие ребенка.
Предлагаем вам дать социологический портрет другой социально-демографической группы молодежи самостоятельно, т.к. это не должно вызвать у вас затруднения, поскольку вы сами относитесь именно к этой группе. Обратитесь к социологическим и статистическим материалам.
Как это ни пародоксально, но наименее изученным остается период зрелости, который изучает наука акмеология, но у нас она находится в стадии зарождения.
Социальная геронтология или геронтосоциология (греч. Gerontos – старик и латинское logos– наука) – раздел социологии, изучающий социально -демографический слой пожилых людей в связи спеременами в их социальном статусе и престиже, в материальном и семейном положении. Социология престарелых возникла в начале XX века. Ее формированию способствовало постарение населения (в мире 31 демографически старая страна). Мир в целом вступит в полосу демографической старости не позже, чем в 2050 г. Особенно старыми окажутся более развитые регионы мира, в которых основным фактором будет старение населения «сверху». Выполненный специалистами ООН прогноз численности «старейших» (т.е. население в возрасте 80 лет и старше) показал резкое увеличение численности и доли этой возрастной группы. Так, число лиц в возрасте 80 лет и старше за предстоящее полустолетие вырастет в мире в 5,5 раз (с 69 млн. в 2000 г. до 379 млн. в 2050 г). Возможные последствия постарения населения мира изучены еще недостаточно. Понятие «демографическая старость» является статистическим и констатирует лишь численность стариков. В России их свыше 30 млн.
Социальные проблемы старения зависят от того, какую позицию общество занимает по отношению к старикам и старым людям, какие функции они в обществе выполняют. Старость – возрастной период, характеризирующий заключительную фазу человеческой жизни. Старение предшествуют старости. Старение– это развивающийся задолго да старости процесс сокращения приспособительных возможностей организма. Старение бывает естественное, соответствующее выработанным в эволюции нормам развития, и патологическое, ускоренное влиянием неблагоприятных факторов. Временные рамки старости, ее содержание существенно варьируется в разных человеческих обществах, у разных социальных групп. Демографическая старость по стандартам ООН –65 лет, у нас 55– 60 лет.
Процесс старения населения вызывает ряд социально-экономических проблем. Во-первых,рост в обществе непроизводительных групп приводит к возрастанию нагрузки на трудоспособное население, создает дополнительные трудности в их пенсионном обеспечении. Сейчас на 100 пенсионеров приходится 128 работающих, в 2012 г. их будет 112, а в 2030 г. на каждого пенсионера придется по одному трудящемуся. Он не прокормит стареющую нацию. Вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию поднимается все чаще.
Увеличивается число людей, требующих ухода, медицинской помощи. По прогнозам, профессия социального работника будет одной из самых востребованных в мире. Развитие нуклеарной семьи усиливает одиночество и депривацию пожилых и старых людей, их отчужденность от более молодых поколений, подрывает связи пожилых с обществом, сужает круг их интересов и социальных контактов. Проблема одиночества – это, в основном, проблема стариков. Наше общество негуманно к старикам (найдите примеры, подтверждающие такой вывод). В США, большинстве европейских стран у пенсионеров действительно спокойная и обеспеченная старость.
Другой срез социально-демографической структуры – стратификация по полу. Применительно к человеку пол рассматривается как комплекс телесных (генетических, морфологических и физиологических), репродуктивных, поведенческих, социальных, социально-психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины и женщины. Социология подошла к осознанию того факта, что разделение общества на мужчин и женщин не тождественно разделению социального пространства на мужские и женские статусные позиции и роли. Не существует единой для всех обществ связи между социальными ролями и биологическим полом. Для отражения данных различий было введено понятие гендер (gender), обозначающее «социальный пол», которое концентрирует внимание на сконструированных социально-культурными факторами различиях между мужчинами и женщинами. Этот термин отражает не индивидуальную идентификацию и личностные характеристики мужчин и женщин, но культурные стереотипы, представления о мужском и женском, половое разделение труда в социальных институтах и организациях. Идеал женщины обычно связан с заботой о детях, доме. Но сейчас во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать у компьютера, в конторах. Женщины служат в милиции, армии, пожарной охране, т.е. гендерные идеалы – представления о предназначении мужчин и женщин – подвержены существенным изменениям.
Сделаем попытку с точки зрения гендерного подхода рассмотреть проблему статуса женщин и влияния на него социокультурных факторов. Колоссальные людские потери, которые понесла Россия в ходе революций, гражданской, Отечественной и других войн, голода 30-х и 40-х г. прошлого столетия, репрессий и т.п., прежде всего были потерями мужского населения. Это и вызвало деформации полового состава населения России, которое не имеет аналогов в мире и от которых страна не избавилась до сих пор. Женщины составляют от общего числа жителей России 53,4%. По переписи 2010 г., на 1000 мужчин приходится 1159 женщин, правда, это соотношение различно в разных возрастах и наиболее неблагоприятно начиная с 45 лет. Женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Среди них люди с высшим образованием составляют 52%. Большинство женщин нашей страны заняты в общественном производстве, на их долю приходится две работы – семейная и профессиональная. Женщины бывшего Советского Союза воспитывались в духе дурно понятой эмансипации, как товарищи «по партии», «по работе», результатом чего стало положение, при котором прекрасный пол нуждается в защите своих социальных и политических прав. В школе, вузе девушки учатся лучше, численно преобладают как среди студентов высших учебных заведений, так и среди специалистов, но на производстве уступают мужчинам по таким статусным характеристикам, как уровень зарплаты, власть, престиж, перспективы роста.
В условиях изменения общественно-экономического уклада женщина страдает более всего. Она первой подлежит сокращению, испытывает дискриминацию при оплате за равный с мужчинами труд. Востребованность ее знаний меньше, хотя образованность выше. Женщины работают на вредных производствах, что запрещено законом, в ночную смену. Рост стоимости детских учреждений для многих женщин делает проблематичной вообще возможность работы. Состояние службы охраны материнства и детства, особенно в малых городах и на селе, вряд ли даже удовлетворительно.
С той поры, как ООН приняла декларацию о ликвидации дискриминации женщин, минуло более 25 лет – четверть человеческого века. Это временной отрезок, которым исследователи определяют такую закономерность: каждые 25 лет происходит смена экономических, социальных, политических отношений в обществе. Во многих странах сегодня наблюдается всплеск общественной активности женщин, она выходят на уровень управления. Даже в мусульманских странах женщины становятся премьерами, министрами. У нас же — почти наоборот. В шынешнем составе Государственной Думы из 450 депутатов всего 45 женщин, т.е. 10 %. Во многом – это показатель социальных отношений, экономического положения семей, уровня политического мышления.
Женщина в условиях дуальности своего статуса должна иметь возможность выбора: работать или оставаться дома, заниматься бизнесом и политикой или оставаться «слабой», делать карьеру или быть скромным клерком. Речь идет не о «равных с мужчинами правах», а о необходимости конституционного признания социальной роли женщины в современном обществе, осознании простой конституционной идеи: «Прямая и косвенная дискриминация по признаку пола не допускается».
Мужчины как социально-демографическая группа также имеют свою специфику и свои проблемы, но, к сожалению, наука изучением данной группы только начинает заниматься в рамках гендерной социологии.
Проблемы качества населения
Качество в данном случае – интегральная характеристика, выражающаяся в оценке социального качества условий бытия и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших личных и общественных потребностей. Существует сводный индикатор, так называемый индекс человеческого развития, дающий обобщающую характеристику общего уровня социально-экономического развития страны. При расчете индекса человеческого развития используется 10 показателей: среди которых средняя ожидаемая продолжительности предстоящей жизни новорожденного, физическое здоровье человека, уровень развития грамотности взрослого населения, среднедушевой объем валового внутреннего продукта (в долларах США) и др. Попробуем, что называется, «с ходу» определить — каково качество населения в России? По качеству жизни (рейтинг ООН 174 стран) Россия занимает 62 место (между Малайзией и Латвией). Нас спасает образование, так как число имеющих аттестаты, дипломы и прочие сертификаты, довольно велико.
Отдельные показатели:[16]
· По уровню здоровья Россия на 68 месте в мире.
· В наибольшей степени увеличилась смертность в трудоспособном возрасте — на 30-40%.
· Только у нас каждый день 146 чел. добровольно уходят из жизни, это в 4-5 раз больше, чем в любой из развитых стран.
· По продолжительности жизни отстаем от развитых стран на 10-12 лет.
· Структура питания населения России не обеспечивает необходимый минимум белков и витаминов: хлеба мы едим больше, чем в любой другой стране мира, овощей и сахара примерно столько же, сколько в Европе и США, а мяса россияне едят в два раза меньше, чем американцы, и в полтора раза меньше, чем европейцы. Треть беременных женщин в стране страдает анемией.
· Высок в стране уровень алкоголизации населения: 18 литров чистого алкоголя на душу населения, ежегодно в стране умирает от отравления алкоголем 30- 34 тыс. человек (по данным ВОЗ потребление 8 л. чистого алкоголя уже представляет опасность для физического и интеллектуального развития человека).
· В общей сложности 15 млн. россиян страдают социальными болезнями – наркоманией, туберкулезом, заражены ВИЧ-инфекцией. Это 10% населения страны. Кроме того, 34 млн. россиян по среднедушевому доходу находятся на социальном «дне».
· Чем лучше условия жизни, тем выше люди. Средний рост наших сограждан 168 см, и имеется тенденция к его дальнейшему уменьшению (для сравнения: средний рост в развитых европейских странах 178-179см; в США — 175 см.)
· В Свердловской области уровень профессиональных заболеваний составляет 4,8 тыс. чел. в год.
Цифры можно множить, но вывод будет однозначным: качество жизни в современной России не соответствует стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН. Качество населения в условиях постоянных стрессов (революция, гражданская война, белый террор, красный террор, сталинские репрессии, отечественная война, послевоенные идеологические процессы, переход к рынку от социалистической действительности, необъявленные войны последних лет) ухудшилось, число неординарных личностей резко сократилось, нанесен тяжелый ущерб будущим поколениям. И чтобы восстановить нанесенный вред, нужны хотя бы одно — два столетия спокойной, благополучной, материально и политически обеспеченной, юридически защищенной жизни. Словом, нужна стабильность.
Демографическая ситуация в России будет характеризоваться как неблагоприятная и в XXI в. Об этом свидетельствует прогноз изменения численности и структуры населения страны, рассчитанный Госкомстатом России совместно с Центром экономической коньюнктуры при Правительстве РФ. Прогноз рассчитан в двух вариантах: «средний» и «пессимистический». Последний исходит из того, что негативные тенденции в демографических процессах продолжатся в XXI веке. Этот вариант эксперты рассматривают как прогноз-предупреждение, а средний вариант — как наиболее вероятный. Согласно обоим вариантам прогноза, численность россиян будет уменьшаться из-за низкого уровня рождаемости и высокой смертности. Прогнозы показывают, что за первые 15 лет нового столетия Россия может потерять еще 12 млн., и тогда ее население составит лишь 132 млн. чел. По прогнозам ООН, при сохранении нынешних демографических тенденций к 2055 году нас может остаться всего 55 – 70 млн. Вот и судите, «по ком звонит колокол». Возрастная структура населения России изменится. Резко сократится численность и доля детей и подростков до 15 лет. Превышение численности женщин над численностью мужчин будет увеличиваться.
Трагизм современной ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция.
Экономические последствия депопуляции связаны прежде всего с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, которое общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий.
Для такой страны, как Россия, с ее огромной территорией, депопуляция может привести к ухудшению ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию. Не исключены и попытки территориальной экспансии со стороны некоторых соседей.
Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции, самое главное из них — это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными, антидемократическими методами.
Нужна сильная демографическая политика, направленная на достижение, по крайней мере, простого воспроизводства населения и снижения демографических волн. Кроме возможного прямого воздействия на течение демографических процессов, такая политика усиливает осознание обществом демографических проблем. Ни в недалеком прошлом, ни теперь эти проблемы в достаточной степени осознаются. Наша наука плохо выявляет причинно-следственные зависимости в демографических процессах. Все разнообразие точек зрения на демографические изменения может быть сведено к двум основным аксиологическим перспективам, или парадигмам, в рамках которых интерпретируется вся семейная и социально-демографическая проблематика и вырабатываются подходы к ее практическому разрешению. Одна из них – это парадигма модернизации (она же – парадигма здравого смысла, парадигма помех). Другая – парадигма кризиса семьи.
В рамках парадигмы модернизации позитивные и негативные изменения семьи и населения воспринимаются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего, прогрессивного, хотя и противоречивого, процесса модернизации общества, смены одного типа (традиционного) другим (современным). Все ситуации рассматриваются как результат действия в общем-то преходящих и поверхностных факторов, отражающих главным образом неодинаковую скорость процессов модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.
Другая парадигма – парадигма краха семьи как социального института – те же самые семейные и демографические изменения рассматривает как частные, исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, вызванного к жизни не какими-то случайными, временными несоответствиями, негативными явлениями и проблемными ситуациями, а коренными, сущностными процессами, атрибутивными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Этот кризис есть глобальная проблема современности, равновеликая, по крайней мере, экологической. Этой точки зрения придерживается меньшинство как отечественных, так и зарубежных специалистов в области семьи и демографии.
Тем не менее необходимо видеть и реальные источники обеспечения роста численности населения России, которые учитываются государством в его социальной политике:
· проведение активной пронаталистской политики и повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;
· осуществление программ в области развития медицины, здравоохранения, оздоровления окружающей среды, условий труда с целью снижения смертности, т.е. минимизация издержек процесса воспроизводства населения;
· использование миграционного потенциала стран СНГ.
Путь, который предстоит пройти России для восстановления нормальной демографической динамики, долог и далеко не прост, а реализация программ демографического оздоровления потребует значительных затрат, причем эффект от многих из них (в первую очередь, от программ воздействия на рождаемость) проявится лишь в отдаленном будущем.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите основные понятия: «социально-демографическая структура», «социально-демографическая группа», «дети», «молодежь», «геронтосоциология», «качество жизни», «демографическая политика».
2. Являются ли демографические проблемы России результатом современного социально-экономического кризиса? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути решения поставленных проблем?
4. Дайте социологическую интерпретацию следующих данных («Вечерний Екатеринбург», 27 сентября 2011 г.):
«Демографию области улучшает её центр
По данным госстатистики, Екатеринбург – один из немногих городов России, в котором с 2004 года наблюдается рост численности населения. Если в 2004-м он был за счёт миграционных факторов, то с 2005-го началось устойчивое улучшение динамики репродуктивных показателей. Численность населения города по предварительным данным Всероссийской переписи на начало 2011 года составляла 1 миллион 387 тысяч человек. По итогам первого полугодия 2011 года в Екатеринбурге родилось почти 9 тысяч человек, а естественный прирост населения составил 758 человек.
Благодаря Екатеринбургу стали улучшаться показатели и в общем по Свердловской области. В уральской столице в 2-3 летнем прогнозируемом периоде ожидается дальнейший рост численности населения, рождаемость сохранится на высоком уровне. Только за январь-апрель 2011 года выдано 6083 родовых сертификата».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алан Карлсон. Шведский эксперимент в демографической политике. // ИРИСМЭН, Мысль, 2009.
2. Демографический ежегодник России, 2009 // Росстат, 2009.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2008 г. Россия перед лицом демографических вызовов // ПриПресс Интернэшнл, 2009.
4. Предположительная численность населения России до 2025 г. // Росстат, 2008.
5. Российский статистический ежегодник, 2009. // Росстат, 2009.
Лекция 11. Социология семьи
1.Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
2.Социальные функции семьи
3.Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.
cyberpedia.su
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — с русского на все языки
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — – общности людей, объективно складывающиеся на основе некоторых единых социально демографических признаков, например по полу (мужчины и женщины), по возрасту (дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, или старики). Сам по себе… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети;… Источник: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134 ФЗ (ред. от 30.11.2011) О прожиточном минимуме в Российской Федерации … Официальная терминология
СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — вся совокупность социально классовых отношений между индивидами, объединенными в социальные классы, социально классовые группы и в элементарные профессиональные, имущественные и объемно правовые группы и самих этих индивидов. С. К.О. охватывает… … Социология: Энциклопедия
Демографические тенденции в России — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия
Язык общения: социально-политические факторы выбора языка — Социально полит. факторы выбора языка О. действуют в обществах и сообществах, в пределах к рых более или менее активно функционирует 2 либо более языков. В опр. социально полит. обстановке разные языки (соответственно, и их носители) могут… … Психология общения. Энциклопедический словарь
МОДЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ — МОДЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, предназначены для описания (как правило, с помощью матем. методов) состояния нас. и его изменений, отд. элементов воспроиз ва нас. или процесса этого воспроиз ва в целом. Термин М. д. начал широко применяться в науч. лит… … Демографический энциклопедический словарь
ОБЩНОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ — – группы людей, из которых: первые складываются исторически, а вторые создаются людьми для каких либо целей. К общностям относятся этнические, социально классовые, социально демографические группы, а к объединениям – политические партии, научные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Как правило, это система мер, направляющих течение… … Социология: Энциклопедия
Структурные модели спроса и потребления — [structural (balance) models of demand and consumption] один из основных видов экономико математических моделей, применяемых при планировании и прогнозировании потребления (см. также Конструктивные модели спроса и потребления). То же:… … Экономико-математический словарь
ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ — – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она включает систему целей и средств для их достижения. Объектами демографической политики могут быть … Экология человека
translate.academic.ru